Клуб выпускников 30/38

Владимир Леонидович Ильин

Считает себя счастливым человеком, потому что большую часть дня он делает то, что ему нравится. (интервью 1999 года)

В.Л. ИльинСчастье - это процесс, - говорит Ильин. - Оно бывает окрашено в разные цвета. Я не завидую тому, кто посвятил свою жизнь зарабатыванию денег. Хотя и без них жить нельзя. С точки зрения зарабатывания денег я занимаюсь чистой благотворительностью. Свожу концы с концами только благодаря доплатам и грантам. Не знаю даже, как существует рядовой учитель. На конкурсе я общался с учителями из разных регионов. Они рассказывали страшные веши. То, что учителя сидят без зарплаты - это полбеды. Но они приносят из дома еду и подкармливают учеников, чтобы те не сидели голодные. Они отдают детям свои старые веши, потому что тем нечего надеть. Мы в Петербурге просто не знаем, как живет страна.

Владимир Леонидович немолод. У него некрепкое здоровье. Он живет в коммунальной квартире. И шансы выбраться из нее очень низки.

- Владимир Леонидович, вы закончили матмех Университета. Могли бы делать карьеру, стать ученым. Почему вы вернулись в школу?

- Это моя школа. Я поступил сюда в 66-м году и закончил в 68-м. Эта школа меня потрясла.

Нас учили удивительные учителя. Физику преподавал Анатолий Анатольевич Ванеев - внук соратника Ленина. За это родство он провел в лагерях 15 лет. И вceгда говорил, что прошел там настоящий университет. Именно в лагере он стал физиком и одновременно богословом. Мы не знали его с этой стороны. И лишь на отпевании в Александро-Невской лавре узнали, что наш учитель физики был известным теологом. В его честь сейчас проходят Ванеевские чтения. Математику вела Таисия Ивановна Курсиш - удивительный, энергичный человек. После 9-го класса она повела нас в поход по Кавказу. Это она заразила меня альпинизмом.

Два года. проведенные в школе N 30, определили мою судьбу. Вся моя жизнь крутится вокруг этой школы. Когда я учился на матмехе, я каждую свободную минуту бежал в школу.

Я рад, что и сегодня наша школа остается особенной. Надеюсь, что мы сохраняем ту атмосферу, в которой прошло наше учение. Сейчас в школе уже работают двое моих учеников. Они преподают физику. А всего в тридцатую школу вернулись пятнадцать выпускников. Они стали учителями, потому что когда-то провели здесь два незабываемых года.

- Владимир Леонидович, кроме математики, вы еще объясняете детям законы, по которым живет наш жестокий мир. Как вы это делаете, ведь дети сразу чувствуют фальшь?

- Я стараюсь быть им старшим товарищем, соратником. Боже меня упаси превращаться в пророка. Я призываю их разрушать кумиров. Я не знаю, как им надо жить. Я могу говорить только о себе - как я прожил, как я понимаю то, что происходит. Я пытаюсь научить их жить в этом абсурде.

Одна из моих задач - сформировать у детей объективную самооценку. Я не хочу, чтобы они страдали наполеоновскими комплексами .Но и мучиться от собственного бессилия и неполноценности - тоже нелепо.

- Расскажите, пожалуйста, о конкурсе.

- Конкурс удивил меня замечательной атмосферой. Нас было 74 учителя из разных регионов. Все мы были соперниками. И при этом все помогали друг другу!

Конкурс длился полторы недели. Это был весьма изматывающий марафон. Никогда еще я так не выкладывался. Без поддержки своих коллег я бы этого испытания не выдержал. Мне было очень интересно с ними общаться. Все они - замечательные профессионалы и очень интересные люди. Кстати сказать, я уверен, что нельзя быть хорошим учителем, не будучи интересным человеком.

Так вот о конкурсе. Представьте себе - нас четверо преподавателей математики. Я и три женщины. Я их .побеждаю в первом туре. Остается последнее испытание - урок-импровизация. Тема объявлена вечером, на подготовку - ночь. Литературы, естественно, никакой. Сижу, сочиняю урок. Стук в дверь. Входят мои бывшие соперницы и спрашивают: "Что делать?" Всю бессонную ночь мы сочиняли урок. Человеческая поддержка - это бесценная вещь.

На конкурсе было много забавного. Например, один из членов жюри признался, что в школе его учительница химии выпила у него два литра крови. А московский физик Сергей Круглов уложил своего коллегу на битое стекло и встал сверху. Таким образом он доказывал тезис о том, что давление тем меньше, чем больше площадь опоры.

Владимир Леонидович Ильин проводит в школе целый день. Дома его можно застать только поздним вечером. Он живет в абсолютной yверенности, что все, что происходит в нашем нелепом и жестоком мире, может быть просчитано с помощью строгих и прекрасных формул.

Елена ШУЛЬГИНА